Мы на пороге празднования 225-летия А.С. Пушкина, остались считанные дни до важного для всей России юбилея.
В эти предпраздничные дни хочется перенестись на 25 лет назад и вспомнить, что 6 июня 1999 года Музей Н.А. Добролюбова торжественно открыл свой новый филиал – музей пребывания А.С. Пушкина в Нижнем Новгороде. Этому дню предшествовали напряженные дни и годы подготовки. Это важная дата, важное событие для нашего музея, о чем хочется поговорить сегодня.
С первого дня работы литературно-мемориального музея Н.А. Добролюбова (1986 год) пушкинская тема стала для музея одним из важных направлений. Это было обусловлено и тем, что Музей Н.А. Добролюбова – единственный в городе музей, посвященный истории литературы XIX века.
Это было связано и с личностью нашего главного героя – Николая Добролюбова. Все творчество Добролюбова пронизано отсылками, прямыми или косвенными, к Пушкину. Исходя из этих оснований, строилась деятельность музея Добролюбова в отношении пушкинской тематики.
В Музее Добролюбова был создан пушкинский клуб, затем выросший в Пушкинское общество (нижегородское отделение). В течение ряда лет им руководил известный пушкинист профессор Всеволод Грехнев.
Научная общественность города ратовала за увековечивание памяти Пушкина в Нижнем Новгороде, хотя в самом городе А.С. Пушкин лишь однажды бывал проездом в течение 2 дней. Первый директор будущего пушкинского музея в Нижнем Новгороде Геннадий Бедняев писал: «Два дня, но каких!». Основания создать музей были, было и подходящее мемориальное место.
На площади Минина и Пожарского Нижнего Новгорода (тогда еще города Горького) сохранилось в перестроенном виде здание гостиницы купца Дмитрия Деулина, в которой останавливался Пушкин 2-3 сентября 1833 года. В советское время нем находилась школа. Сейчас это гимназия №1 с углубленным изучением немецкого языка.
Решение о создании здесь музея А.С. Пушкина было принято городскими властями за десять лет до 200-летия поэта в 1989 года. Под музей было освобождено помещение общежития сотрудников школы, сделан пристрой.
В 1991 году на здании была установлена мемориальная доска – бронзовая литая с барельефным портретом А.С. Пушкина на фоне Нижегородского кремля. Скульптор Иван Иванович Лукин, архитектор Георгий Пантелеевич Малков.
На доске надпись: «Здесь в бывшей гостинице 2-3 сентября 1833 года останавливался А.С. Пушкин».
Создать музей было поручено коллективу музея Н.А. Добролюбова.
Добролюбовский музей взялся за осуществление подготовки к открытию в нашем городе музея А.С. Пушкина, занимаясь собирательской и выставочной работой, формируя коллекции, собирая вокруг себя пушкинский актив. Были установлены связи с теми, кто в той или иной форме хранит, собирает, исследует, популяризирует пушкинское наследие: это коллеги-музейщики из пушкинских музеев страны, ученые-пушкинисты, краеведы, художники, писатели, артисты, коллекционеры.
Параллельно шла работа по организации выставок пушкинской тематики в музее Добролюбова:
Все прошедшие за эти годы пушкинские выставки не поддаются перечислению.
В октябре 1996 года на расширенном заседании Ученого совета музея Добролюбова был утвержден окончательный вариант концепции музейной экспозиции «Пушкин и Нижний Новгород пушкинской поры».
Далее прошла «репетиция» будущей пушкинской экспозиции – в пространстве музея Добролюбова на 2 этаже была показана собранная за этот период экспонатура.
В экспозиции нашли отражение 2 главных сюжетных линии: пребывание А.С. Пушкина в Нижнем Новгороде, его родственная связь с Нижним и сам город пушкинской поры, его история, архитектура, жители. Была отражена «женская» и «мужская» линия дворянской культуры той поры.
Так, среди портретов была представлена работа неизвестного художника 30-х годов XIX века. Нижегородскими исследователями было сделано предположение, что на нем изображена жена попечителя Горбатовского уездного училища, коллежского асессора Аполлона Николаевича Саламыкова – Александра Васильевна.
В экспозиции этот провинциальный портрет символизировал образы тех нижегородок, которых встретил на приеме у губернатора А.С. Пушкин.
Воспоминания одной из них, Лидии Никольской, были о встрече с Пушкиным: «А какой он веселый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться!».
Выставка вызвала горячий интерес нижегородцев.
А 6 июня 1999 года, в день 200-летия поэта, музей Н.А. Добролюбова открыл свой новый филиал – музей А.С. Пушкина.
В праздничный день открытых дверей нижегородцы и гости города смогли посмотреть пушкинскую экспозицию и выставку работ нижегородского художника Дмитрия Арсенина.
Для экспозиции были специально сделаны заказы копий: живописные копии портретов Сары Юрьевны Пушкиной и Алексея Федоровича Пушкина во Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), выполненные художником-копиистом Е.Беловой.
Это прадед и прабабушка А.С. Пушкина по материнской линии (родители Марии Алексеевны Ганнибал). Сара Юрьевна, урожденная Ржевская, была дочерью одного из первых нижегородских губернаторов Юрия Алексеевича Ржевского.
Также для экспозиции были заказаны копии рукописей. Их выполнил в Петербурге Юрий Васильевич Клопов.
Это два письма Александра Сергеевича жене Наталье Николаевне из Нижнего и 1 лист рукописи «Отрывки из путешествия Онегина» и др.
Тему путешествия Пушкина иллюстрировали виды Петербурга, Москвы, Казани, живописный портрет нижегородского губернатора Михаила Бутурлина.
Жизнь Нижнего Новгорода была представлена подлинными литографиями с видами города, рядом портретов нижегородцев.
Специально для новой экспозиции художнику Виктору Соколову были заказаны акварели из серии «Нижний Новгород пушкинской поры», в которых автор реконструировал облик нижегородских улиц.
Несмотря на небольшую площадь музея А.С. Пушкина, а новый музей стал центром притяжения для всех, кто интересуется жизнью и творчеством поэта, здесь происходило много событий: встреч, концертов, лекций и, конечно, экскурсий.
В 2007 году было принято решение о передаче помещений музея Пушкина в Нижнем Новгороде музею-заповеднику «Болдино».
Новую экспозицию музей «Болдино» создавал уже на своих материалах.
А музей Добролюбова продолжает хранить в своих фондах и популяризировать предметы, связанные с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Среди них прижизненные издания поэм «Братья-разбойники», «Руслан и Людмила». Есть обширная коллекция предметов художественного творчества, созданных под влиянием наследия А.С. Пушкина: работы художников, памятные сувениры. Так, нижегородский коллекционер Алексей Сергеев передал музею собрание экслибрисов, пригласительных билетов на пушкинские праздники и события, значков.
Так же, как в начале деятельности, музей Н.А. Добролюбова поддерживает интерес к биографии и творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
Нельзя не рассказать о последнем перед началом ремонта в нашем музее ярком и масштабном «пушкинском» событии.
6 июня 2019 года в Музее Добролюбова прошел праздник «Мы – наследники Пушкина: "В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь…"» посвященный 220-летию со Дня рождения А.С. Пушкина и Дню русского языка. Праздник начался с детской программы для воспитанников Областного центра социальной помощи семье и детям «Журавушка». Для них были проведены мастер-классы, словесные игры, интерактивные мероприятия по сказкам А.С. Пушкина с использованием театральных кукол, головных уборов героев сказки «Золотой петушок» в технике оригами, тематические экскурсии «Мы советуем вам почитать Пушкина». На протяжении всего дня звучало пушкинское слово, проходил осмотр выставок «Театр уж полон…» (эскизы декораций и костюмов к пушкинским спектаклям) и «Пушкин – наше все» из фондов Музея Добролюбова. В яркой, живой форме участники получили представление о Пушкине как о реформаторе русского литературного языка – сокровищницы нации, о необходимости беречь нашу родную речь и о способах борьбы с речевыми ошибками.
Перед участниками выступили артисты Академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина с ариями и романсами на стихи А.С. Пушкина. Анна Ермакова, заслуженный работник культуры РФ, рассказала о сценографии Анатолия Мазанова к пушкинским спектаклям на фоне одноименной выставки Музея Добролюбова. Пушкинское слово звучало в музее весь день, который закончился для гостей музея литературно-музыкальной композицией «Уездной барышни альбом». Мероприятие способствовало формированию бережного отношения к русскому языку, воспитанию культуры письменной и устной речи в яркой, образной, живой форме, популяризации пушкинского наследия.