Страница 3 из 4
Авдотья Яковлевна Панаева становится не только музой и хозяйкой салона журнала «Современник», набиравшего силу и завладевавшего умами и сердцами мыслящих людей эпохи – но и сотрудницей, начинающим автором журнала и соавтором Н.А. Некрасова. Написала и опубликовала под псевдонимом Н.Н. Станицкий ряд повестей и рассказов («Неосторожное слово», «Безобразный муж», «Жена часового мастера», «Пасека», «Капризная женщина», «Необдуманный шаг», «Мелочи жизни»), роман «Семейство Тальниковых» (1847). Рассказы («Безобразный муж», «Жена часового мастера») и повесть «Степная барышня» (1855) пронизаны протестом против деспотического воспитания и идеями женской эмансипации.
Некрасов и Панаева вместе написали роман «Три страны света», чтобы заполнить пустующие, из-за нападок и требований цензуры, страницы журнала «Современник». Своим письменным «удостоверением» и тем, что был избран жанр приключенческого романа, Некрасову и Панаевой удалось несколько усыпить бдительность цензуры. Роман «Три страны света» появился на страницах журнала «Современник» (1848, No 10-12; 1849, No 1-5). После опубликования в журнале роман три раза выходил отдельными изданиями при жизни Некрасова: в 1849, в 1851 и в 1872 годах. На вопрос о том, что в этом романе принадлежит перу Н.А. Некрасова и что написано А.Я. Панаевой, можно ответить только с известной долей приблизительности.
Некоторые из сотрудников, по словам Панаевой, возмущались тем, что роман писался вдвоем, им казалось, что «это балаганство, это унижает литературу», эта практика в русской литературе была тогда новой.
Первый биограф Некрасова А.М. Скабичевский пишет: «По свидетельству Авд. Як. Головачевой (бывшей Панаевой), писание "Трех стран света" происходило так: сначала Н.А. Некрасов с г-жей Панаевой составили общими совещаниями сюжет романа, а потом распределили, какую кому из них писать главу, и у г-жи Головачевой есть том "Трех стран света", в котором обозначено, что было написано ею и что Некрасовым. Из этих отметок видно, что все, касающееся интриги и вообще любовной части романа, принадлежит перу г-жи Панаевой; Некрасов же на свою долю избрал детальную аксессуарную часть, комические сцены, черты современной жизни и описание путешествий Каютина» (А. Скабичевский, Сочинения, СПБ., 1895, т. И, стр. 268-269).
В 1851 году был написан еще один совместный роман, «Мертвое озеро». «Мертвое озеро» продолжает традицию так называемой «легкой беллетристики». Как и «Три страны света», это традиционный, большой по объему роман, предполагающий обилие персонажей, разнообразие места действия и захватывающую интригу с непременным любовным сюжетом.
Новый роман Некрасова и Панаевой соединял черты произведения, обращенного к современной действительности, и шаблоны романического повествования.
Время шло. Благодаря деловой хватке и литературному чутью Некрасова «Современник» объединил самых талантливых писателей, поэтов и драматургов России: Достоевского, Толстого, Фета, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Островского.
Вовлеченная Панаевым и Некрасовым в литературную и окололитературную жизнь вокруг редакции журнала «Современник», Панаева на протяжении многих лет ежедневно встречалась с самыми известными русскими литераторами и принимала участие в судьбе многих из них. В её доме бывали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Н.А. Добролюбов, Н Г. Чернышевский, А.Н. Островский, Д.В. Григорович, А.Ф. Писемский, В.А. Слепцов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Решетников. «Трудно назвать большого писателя 1840-х, 1850-х или 1860-х годов, с которым она не была бы знакома. Многие были дружески расположены к ней», – отмечал К.И. Чуковский.