К Международному женскому дню и Всемирному дню писателя Музей Н.А. Добролюбова предлагает рассказы онлайн «От Авдотьи Панаевой до Марко Вовчок. Женщины-писательницы и женщины-мемуаристки добролюбовской поры». Мы показываем, что и во второй половине XIX века, после Золотого века русской литературы, творчество женщин-писательниц нашло отражение в современном им литературном процессе, пусть и не среди первого десятка известных писателей. Также демонстрируется еще одна грань литературно-критических работ Добролюбова и взаимоотношений с его литературным окружением и отношение Н. Добролюбова к «женскому вопросу».
«ДА, НАША ЖИЗНЬ ТЕКЛА МЯТЕЖНО...»
Жизнь и творчество А.Я. Панаевой.
Панаева Авдотья (Евдокия) Яковлевна (1820-1893) (урожденная Брянская, в первом браке Панаева, во втором браке Головачёва) – русская писательница и мемуаристка, которая с 1846 года до 1863 года была гражданской женой Николая Алексеевича Некрасова и его музой. Хозяйка салона журнала «Современник», где побывали все великие и известные писатели середины XIX столетия. Псевдоним: Н. Станицкий (N. Stanickij).
Родилась 12 августа 1820 г., Санкт-Петербург.
Умерла 30 марта 1893 г. (72 года), Санкт-Петербург.
«Я родилась и выросла в театральном мире», – писала в своих мемуарах А.Я. Панаева: в семье артиста Александринского театра Якова Григорьевича Брянского. Детство будущей писательницы было безрадостным, о чем она потом расскажет в своем первом романе «Семейство Тальниковых». Получив домашнее образование, затем окончила Петербургское театральное училище, однако её театральная карьера не состоялась. А. Панаева вышла замуж за Ивана Ивановича Панаева, в то время начинающего писателя, журналиста. Знакомство с ним состоялось в доме отца А.Я. Панаевой Якова Брянского, который задумал постановку пьесы «Отелло» в переводе И.И. Панаева.
Благодаря мужу Авдотья вошла в круг его литературных друзей и стала хозяйкой самого часто посещаемого литературного салона. В доме Ивана Панаева в Москве часто устраивались литературные вечера, где бывали В.Ф. Одоевский, А.В. Кольцов, В.А. Соллогуб, М.А. Бакунин, Т.Н. Грановский, И.С. Тургенев и др. Необыкновенная красота Авдотьи Яковлевны, смуглой девушки с матовым цветом лица, нежным румянцем, черными огромными глазами и черными же волосами и осиной талией, завораживала многих. Пленен ею был Ф.М. Достоевский, который впоследствии придал некоторые черты Панаевой красавице Настасье Филипповне в романе «Идиот». Здесь же А.Я. Панаева познакомилась с В.Г. Белинским.
Семейная жизнь Панаевых не была гладкой, и для молодой Панаевой скоро стала столь же безрадостной, как и детство. Иван Иванович, оказался по выражению современников, человеком пустым, ненадежным, любителем увеселений и развлечений. Литературовед В. Туниманов пишет: «Надо сказать, что он явно не оценил сильного, гордого характера Авдотьи Яковлевны, созданной царствовать, повелевать, а не исполнять роль робкой и изящной куклы в салоне светского литератора».
Напротив, и в Петербурге Авдотья Яковлевна сумела создать настолько особенную атмосферу уюта, комфорта, притягательности как хозяйка литературного салона, что сюда стремились самые выдающиеся русские и даже зарубежные литераторы. Так, очарован хозяйкой был и одиозный французский гость – Александр Дюма.
«Герцен, Белинский, Достоевский, Некрасов – какие имена, какие люди! – с восторгом писал первый биограф Панаевой, Корней Чуковский. – И Тургенев, и Гончаров, и Грановский, и Кавелин, и Лев Толстой – все у нее за столом… Ее гостиная или, вернее, столовая – двадцать лет была русским Олимпом, и сколько чаю выпили у нее олимпийцы, сколько скушали великолепных обедов…».
Переломной и знаковой в судьбе Панаевой оказалась встреча с Некрасовым.
«Первый раз я увидела Н.А. Некрасова в 1842 году, зимой…», – пишет в своих «Воспоминаниях» А.Я. Панаева. Знакомство с Николаем Некрасовым привело к тому, что она в 1846 году стала гражданской женой Некрасова и прожила с ним под одной кровлей до 1863 года. Роман Панаевой и Некрасова продлился почти 20 лет и стал одной из известнейших историй любви среди русских литераторов того времени. И этот долгий роман оказался нелегким: они расставались и вновь сходились неоднократно.
Так Авдотья Панаева очутилась в перечне тех женщин середины девятнадцатого столетия, что следовали свободным нравам и принципам «жоржсандизма». Тема женской эмансипации – одна из ведущих проблем ее эпохи; многие в тот период зачитывались романами Жорж Санд; «прогрессисты» отстаивали право женщин самим решать свою судьбу, получать образование и профессию, быть равными в правах с мужчинами, «спасали» падших женщин…
Авдотья Яковлевна Панаева становится не только музой и хозяйкой салона журнала «Современник», набиравшего силу и завладевавшего умами и сердцами мыслящих людей эпохи – но и сотрудницей, начинающим автором журнала и соавтором Н.А. Некрасова. Написала и опубликовала под псевдонимом Н.Н. Станицкий ряд повестей и рассказов («Неосторожное слово», «Безобразный муж», «Жена часового мастера», «Пасека», «Капризная женщина», «Необдуманный шаг», «Мелочи жизни»), роман «Семейство Тальниковых» (1847). Рассказы («Безобразный муж», «Жена часового мастера») и повесть «Степная барышня» (1855) пронизаны протестом против деспотического воспитания и идеями женской эмансипации.
Некрасов и Панаева вместе написали роман «Три страны света», чтобы заполнить пустующие, из-за нападок и требований цензуры, страницы журнала «Современник». Своим письменным «удостоверением» и тем, что был избран жанр приключенческого романа, Некрасову и Панаевой удалось несколько усыпить бдительность цензуры. Роман «Три страны света» появился на страницах журнала «Современник» (1848, No 10-12; 1849, No 1-5). После опубликования в журнале роман три раза выходил отдельными изданиями при жизни Некрасова: в 1849, в 1851 и в 1872 годах. На вопрос о том, что в этом романе принадлежит перу Н.А. Некрасова и что написано А.Я. Панаевой, можно ответить только с известной долей приблизительности.
Некоторые из сотрудников, по словам Панаевой, возмущались тем, что роман писался вдвоем, им казалось, что «это балаганство, это унижает литературу», эта практика в русской литературе была тогда новой.
Первый биограф Некрасова А.М. Скабичевский пишет: «По свидетельству Авд. Як. Головачевой (бывшей Панаевой), писание "Трех стран света" происходило так: сначала Н.А. Некрасов с г-жей Панаевой составили общими совещаниями сюжет романа, а потом распределили, какую кому из них писать главу, и у г-жи Головачевой есть том "Трех стран света", в котором обозначено, что было написано ею и что Некрасовым. Из этих отметок видно, что все, касающееся интриги и вообще любовной части романа, принадлежит перу г-жи Панаевой; Некрасов же на свою долю избрал детальную аксессуарную часть, комические сцены, черты современной жизни и описание путешествий Каютина» (А. Скабичевский, Сочинения, СПБ., 1895, т. И, стр. 268-269).
В 1851 году был написан еще один совместный роман, «Мертвое озеро». «Мертвое озеро» продолжает традицию так называемой «легкой беллетристики». Как и «Три страны света», это традиционный, большой по объему роман, предполагающий обилие персонажей, разнообразие места действия и захватывающую интригу с непременным любовным сюжетом.
Новый роман Некрасова и Панаевой соединял черты произведения, обращенного к современной действительности, и шаблоны романического повествования.
Время шло. Благодаря деловой хватке и литературному чутью Некрасова «Современник» объединил самых талантливых писателей, поэтов и драматургов России: Достоевского, Толстого, Фета, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Островского.
Вовлеченная Панаевым и Некрасовым в литературную и окололитературную жизнь вокруг редакции журнала «Современник», Панаева на протяжении многих лет ежедневно встречалась с самыми известными русскими литераторами и принимала участие в судьбе многих из них. В её доме бывали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Н.А. Добролюбов, Н Г. Чернышевский, А.Н. Островский, Д.В. Григорович, А.Ф. Писемский, В.А. Слепцов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Решетников. «Трудно назвать большого писателя 1840-х, 1850-х или 1860-х годов, с которым она не была бы знакома. Многие были дружески расположены к ней», – отмечал К.И. Чуковский.
Времена менялись. В доме на Литейной, где жили Панаевы и Некрасов, расположилась редакция «Современника», которым руководил «Триумвират Николаев» – Некрасов, Чернышевский, Добролюбов – и где происходила «решительная перемена лиц». Место прежних эпикурейцев сороковых годов заняли серьезные молодые люди «из семинаристов», жаждущие «живого дела вместо слов», которым А.Я. Панаева искренне симпатизировала: Чернышевский, Добролюбов... Грядущие поколения их почитателей будут благодарны Авдотье Яковлевне за многочисленные теплые, живые, искренние, яркие страницы воспоминаний о разночинцах «Современника» в ее мемуарах.
В 1862 г. Иван Панаев умер, оставив свои «Литературные воспоминания».
А в 1863 году Панаева и Некрасов расстались окончательно.
Но в течение почти 20 лет Панаева была музой великого русского поэта, и посвященные ей стихотворения, объединенные в «панаевский цикл» уже после его смерти, – это история неровной, бурной, мучительной любви и
одна жемчужин русской интимной лирики. «Панаевский цикл» стихотворений – «неподслащённый, несентиментальный, пронзительный, страстный и трагический рассказ о любви, которая приносит любящим больше страдания, чем радости» (Д. Мирский). Все эти стихи написаны на пределе сил, душевного напряжения и сердечной боли: «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно отвергнутый тобою...», «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Прости! Не помни дней паденья...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Прощание»...
«Иногда я думаю, – писала Авдотья Яковлевна, – что я не виновата в том, что я сделалась. Что за детство варварское, что за унизительная юность, что за тревожная и одинокая молодость».
В 1864 году Панаева во второй раз официально вышла замуж за публициста, литератора, секретаря «Современника» А.Ф. Головачёва, моложе ее на 11 лет, с которым вместе прожили недолго и не слишком счастливо. Судьба наградила ее за все страдания, за все утраты, за всех умерших в младенчестве детей долгожданной дочерью, которая появилась на свет, когда Авдотье Яковлевне было уже 46 лет. А в 1877 г. А. Головачев умер от туберкулеза, оставив вдову с малолетней дочерью от второго брака, будущей писательницей Евдокией Нагродской. На склоне лет А.Я. Панаева испытывала нужду и лишения, вновь занялась литературным трудом, зарабатывая на пропитание, и написала воспоминания о своих молодых годах, о встречах с известными литераторами, о работе в «Современнике».
Значительная часть мемуаров А.Я. Панаевой отведена Н.А. Добролюбову. Николай Добролюбов тепло и нежно относился к А.Я. Панаевой, доверял ей, высоко ценил ее дружбу и участие, от первой ее встречи с «юношей в мундирчике» до самой последней минуты. Авдотья Яковлевна приняла на себя заботу не только о смертельно больном критике, но и о его двух младших братьях – Владимире и Иване, которых Н.Добролюбов взял в Петербург из Нижнего Новгорода.
А.Я. Панаева о первой встрече с Добролюбовым:
«Так это были вы – тот самый юноша в мундирчике какого-то казенного заведения, который, выйдя из кабинета Панаева, не знал, как ему уйти из передней. Мне тогда стало жаль вас; я догадалась, что, вероятно, Панаев слишком резко высказал нелестное мнение о вашем произведении, и поспешила к вам на помощь. Я взяла у вас рукопись, сказав, что передам ее Некрасову, которого теперь нет дома, а чтобы вы зашли за ответом через несколько дней».
Н.А. Добролюбов об А.Я. Панаевой:
«Если возможно, то вернитесь поскорее в Петербург. Ваше присутствие мне необходимо... я убежден, что если Вы приедете, то мне легче будет перенести болезнь». Из письма Добролюбова Панаевой, 1861 г.
А.Я. Панаева о Н.А. Добролюбове:
«Мы решили, что Добролюбову будет удобнее лежать у нас, в большой светлой комнате, нежели в его маленькой квартире. Я распорядилась, чтобы ему принесли халат и туфли». Из воспоминаний А.Я. Панаевой.
Н.Г. Чернышевский о роли А.Я. Панаевой в жизни Добролюбова:
«Ваша дружба всегда была отрадою для Добролюбова. Вы с заботливостью нежнейшей сестры успокаивали его больного. Вам он вверял свои последние мысли, умирая...»
Авдотья Яковлевна Панаева скончалась в 1893 году в возрасте 72 лет, похоронена на Волковом (Волковском) кладбище в Петербурге. Она прожила дольше многих из тех, о ком писала, оставив в истории российской литературы свое пусть и не самое громкое, но не затерявшееся среди прочих имя.
При мысли о судьбе Панаевой приходит на ум популярное в ее время стихотворение Беранже «Нищая» в переводе Д. Ленского (1840), положенное на музыку композитором Алябьевым и ставшее популярным романсом:
Зима. Метель. И в крупных хлопьях,
При сильном ветре, снег валит.
У входа в храм одна в лохмотьях
Старушка нищая стоит.
И милостыни ожидая,
Она все тут с клюкой своей.
И летом, и зимой босая…
Подайте Христа ради ей!
Подайте Христа ради ей!
Сказать ли вам… Старушка эта
Как двадцать лет тому жила.
Она была мечтой поэта.
И слава ей венок плела.
Когда она на сцене пела,
Париж в восторге был от ней.
Она соперниц не имела…
Подайте ж милостыню ей!
Бывало, после представленья
Ей от толпы проезда нет.
И молодежь от восхищенья
Гремела «браво» ей вослед.
Вельможи случая искали
Попасть в число её гостей;
Талант и ум в ней уважали.
Подайте ж милостыню ей!
В то время торжества и счастья
У ней был дом; не дом – дворец,
И в этом доме сладострастья
Томились тысячи сердец.
Какими пышными хвалами
Кадил ей круг ее гостей –
При счастье все дружатся с нами,
При горе нету тех друзей…
Святая воля провиденья…
Артистка сделалась больна,
Лишилась голоса и зренья
И бродит по миру одна.
Бывало, нищий не боится
Прийти за милостыней к ней.
Она у вас просить стыдится…
Подайте ж милостыню ей!
Ах, кто с такою добротою
В несчастье ближним помогал,
Как эта нищая с клюкою,
Когда амур её ласкал.
Она все в жизни потеряла!..
О! Чтобы в старости своей
Она на промысл не роптала,
Подайте ж милостыню ей!