Ко Дню работников культуры Музей Н.А. Добролюбова открывает цикл «Беседы о русской культуре онлайн» и рассказывает о русских деятелях культуры, писателях, журналистах, связанных с журналом «Современник».
27 марта 2022 г. исполняется 210 лет со дня рождения И.И. Панаева, русского писателя и журналиста.
Иван Иванович Панаев (1812-1862) — русский писатель, литературный критик, журналист, мемуарист.
Портрет Ивана Ивановича Панаева из фондов Музея Добролюбова.
Происходил он из богатой и славной культурными традициями дворянской семьи (по отцу — внучатый племянник Г.Р. Державина; внук своего полного тёзки прокурора И.И. Панаева; а его дядя В. И. Панаев был крупным государственным чиновником и известным поэтом-идилликом).
Рано лишившись отца, тоже не чуждого литературному творчеству, Панаев рос в доме бабушки. Мать практически не занималась воспитанием сына, предпочитая жить в свое удовольствие – широко и не считая денег. Эта страсть к беззаботной, роскошной жизни и легкомыслие передалась затем и ее сыну. Служба тяготила Ивана Панаева, он стремился к свободе от обязанностей и успешно совмещал светские развлечения и занятия литературой. Широкий круг знакомств во всех слоях петербургского общества, поразительное журналистское чутье и вездесущность обеспечивали его повестям и рассказам неизменный успех, подчас с легким налетом скандала. Литературным дебютом Панаева в 1834 году стал ряд повестей («Спальня светской женщины», «Белая горячка» и др.).
Во второй половине 1830-х гг. Панаев часто ездил в Москву, где познакомился с тамошними литераторами и особенно близко сошелся с Белинским, который при его посредстве приглашен был А.А. Краевским заведовать критическим отделом «Отечественных записок». Под влиянием Белинского в повестях Панаева, написанных около 1840 года («Прекрасный человек» и др.), наблюдается поворот к реалистическому творчеству. Повести Панаева «Она будет счастлива» (1836 год), а также «Сумерки у камина», «Дочь чиновного человека» и «Два мгновения из жизни женщины» (все – 1839 год) отличаются не только колоритными зарисовками и остроумным бытописанием, но и отстранённостью от каждодневной пошлости, афористичностью: «литературная тля», «литературный заяц», словцо-определение «хлыщ»…
Имя Панаева в 1840-50-х годах было у всех на устах.
Притчей во языцех стала и романтическая история его женитьбы.
В 1839 г. И.И. Панаев женился на Авдотье Яковлевне Брянской (1820-1893), в будущем известной русской писательнице и мемуаристке А.Я. Панаевой. Знакомство с юной красавицей состоялось в доме ее отца Якова Брянского, который задумал постановку пьесы «Отелло» в переводе И.И. Панаева. Влюбленный в Авдотью Иван Панаев два с половиной года безуспешно добивался согласия матери на брак с девушкой из актерской семьи; в конце концов весной 1839-го обвенчался с ней тайно и прямо из церкви увез молодую жену в Казань, где множество родственников собрались к дележу многообещающего наследства. Мать, узнав о женитьбе сына, вслед ему отправила письмо-проклятие, но через несколько месяцев приняла и простила их. Так история выглядит в воспоминаниях Валериана Панаева, двоюродного брата Ивана, который с первой встречи на том самом съезде наследников «привязался к новой молодой и прелестной кузине-ребенку» и остался ее другом на всю жизнь.
Портрет Ивана Ивановича Панаева из фондов Музея Добролюбова.
Молодая супруга вошла в круг литературных друзей Ивана Панаева. В их доме в Москве, благодаря Авдотье Яковлевне, возник самый часто посещаемый литературный салон. Часто устраивались литературные вечера, где бывали В.Ф. Одоевский, А.В. Кольцов, В.А. Соллогуб, М.А. Бакунин, Т.Н. Грановский, И.С. Тургенев и др. Необыкновенная красота Авдотьи Яковлевны, смуглой девушки с матовым цветом лица, нежным румянцем, черными огромными глазами и черными же волосами и осиной талией, завораживала многих.
А новоиспеченный супруг, добившись желаемого, охладел к ней и возобновил похождения в театральном закулисье и пирушках с гусарами. Семейная жизнь Панаевых не была гладкой, и для молодой жены скоро стала столь же безрадостной, как и ее детство. Иван Иванович оказался, по выражению современников, человеком пустым, ненадежным, любителем увеселений и развлечений. Литературовед В.Туниманов пишет: «Надо сказать, что он явно не оценил сильного, гордого характера Авдотьи Яковлевны, созданной царствовать, повелевать, а не исполнять роль робкой и изящной куклы в салоне светского литератора».
Зрелый период творчества Панаева – середина 40-х гг.: рассказы и повести, регулярно появляющиеся в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения» в «подцензурный» период (1840-1850 годы), делают его не просто известным, но популярным писателем. Это лучшие годы писательской жизни Ивана Панаева: «Онагр», «Барыня», «Актеон», «Маменькин сынок» (1845), «Родственники» (1847), «Встреча на станции» (1847), «Львы в провинции» (единственный большой роман Панаева, появившийся отдельной книгой, 1852), «Хлыщи» (1856) и, наконец, повесть из петербургских воспоминаний «Внук русского миллионера» (1858).
Книга из фондов Музея Добролюбова.
«…он дал ряд живых лиц, много эффектных и драматических сцен, наряду со сценами, полными неподдельного юмора». Именно творчество Панаева заслуженно стало предтечей созданного А.К. Толстым и Жемчужниковыми Козьмы Пруткова и многих сатир Салтыкова-Щедрина.
Особенно выделяются женские характеры Панаева, который любил показать превосходство русской женщины над помещичьими маменькими сынками, купеческими внуками, хлыщами и великосветскими львами. При этом героинь своих Панаев брал не из великосветских кругов, а из чиновничьих, купеческих и помещичьих.
Тем временем супруга литератора Панаева Авдотья Панаева и в Петербурге завела модный литературный салон, сумев создать как его хозяйка настолько особенную атмосферу уюта, комфорта, притягательности, что сюда стремились самые выдающиеся русские и даже зарубежные литераторы. «Герцен, Белинский, Достоевский, Некрасов – какие имена, какие люди! – с восторгом писал первый биограф Панаевой, Корней Чуковский. – И Тургенев, и Гончаров, и Грановский, и Кавелин, и Лев Толстой – все у нее за столом…».
Мужу льстила ее популярность. Однажды в салоне появился начинающий поэт Николай Некрасов. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на еще никому не известного поэта, всего на год моложе очаровавшей его хозяйки салона. Молодой Некрасов долго и упорно добивался ее любви, но Панаева отвергала его, не решаясь оставить мужа.
В то время И.И. Панаев, неравнодушный к светским удовольствиям, полностью вернулся к прежним холостяцким привычкам и проводил время в кутежах и амурных развлечениях. Легкомысленное поведение Ивана Ивановича отразилось и на материальном положении семьи. Постоянное отсутствие денег и долги, которые он делал, угнетали и раздражали Авдотью Яковлевну. «Ветрогон, инфузорий, но не злобен, подобно младенцу», — так отзывался о Панаеве его близкий друг Вис¬са¬рион Белинский.
В 1846 г. И.Панаев был вовлечен в новое дело, благодаря чему получил более значительное место в истории русской литературы как журнальный деятель:
в 1847 году Н.А. Некрасов и И.И. Панаев возродили в принципиально новом обличье журнал «Современник». Они сумели привлечь лучшие литературные силы к участию в этом журнале, который стоял во главе русской литературы, общественной мысли и жизни.
Очень скоро этот легендарный плод многих вложений и усилий стал не только лидером продаж, но и лидером новых идей и авторов. В «Современнике» господствуют Белинский и Чернышевский, Добролюбов и Писарев, блистают молодые Тургенев, Толстой, Достоевский, находят себя разночинцы Решетников и Слепцов. Именно И.И. Панаеву в 1856 году писал из Парижа И.С. Тургенев по поводу статьи о «Собеседнике российской словесности» Н.А. Добролюбова, которая открыла новое одиозное имя в истории русской журналистики: «... Статья Лайбова весьма дельна (кто этот Лайбов)»?
В доме на Литейной, где жили Панаевы и Некрасов, расположилась редакция «Современника», которым руководил «Триумвират Николаев» – Некрасов, Чернышевский, Добролюбов – и где происходила «решительная перемена лиц».
А Авдотья Яковлевна Панаева с 1846 года до 1863 года стала хозяйкой салона журнала «Современник», набиравшего силу и завладевавшего умами и сердцами мыслящих людей эпохи, и сотрудницей, начинающим автором журнала, и соавтором Н.А. Некрасова, гражданской женой Николая Алексеевича Некрасова и его музой.
«Только божественное его легкомыслие помогло ему в течение стольких лет играть эту невыносимую роль, которой и часу не вынесли бы более глубокие души. Его спасла его святая пустота, про которую еще Белинский говаривал, что она “не измерима никакими инструментами”», — писал спустя десятилетия о Панаеве Чуковский.
Времена менялись. Место прежних эпикурейцев сороковых годов заняли серьезные молодые люди «из семинаристов», жаждущие «живого дела вместо слов». Благодаря деловой хватке и литературному чутью Некрасова «Современник» объединил самых талантливых писателей, поэтов и драматургов России: Достоевского, Толстого, Фета, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Островского.
В «Современнике» Панаев под псевдонимом «Новый поэт» писал ежемесячные остроумные фельетоны, сначала критические, потом о петербургской жизни. Под этим же псевдонимом Панаев издал сборник своих стихотворений-пародий (СПб., 1859). Но позже, числясь соиздателем «Современника», он на деле довольствовался отделом мод. Собрания сочинений И.И. Панаева изданы в 1860 г. и в 1889 г. (СПб.).
В последние годы жизни Иван Панаев разочаровался в друзьях, «похудел, изменился в лице и потерял аппетит». Незадолго до своей смерти вдруг начал уговаривать Авдотью Яковлевну бросить Петербург, вместе уехать в деревню. В конце жизни И.И. Панаев напечатал «Литературные воспоминания» о встречах с писателями, дающие множество ценного материала для изучения одной из наиболее важных эпох в истории русской литературы. Иван Панаев умер 18 февраля (2 марта) 1862 г. от сердечного приступа на руках по-своему любившей его жены Авдотьи Яковлевны Панаевой, которая не оставила его своим попечением. Похоронен на Фарфоровском кладбище. В середине 1930-х гг. останки перезахоронены на Литераторских мостках.
Из воспоминаний И.И. Панаева о Добролюбове: «Смерть соединила Добролюбова с Белинским. Возле благороднейшего литературного деятеля нашего поколения лег благороднейший и талантливейший литературный деятель нового поколения. Белинский дождался достойного гостя… Новое поколение будет, конечно, благодарнее и памятливее нашего – и не зарастет тропа к этим могилам».