К Ночи музеев-2021 Музей Добролюбова предлагает вашему вниманию подробный мультимедийный рассказ Олега Станиславовича Юрченко, директора компании «Студия Ю», об истории осветительных приборов и освещения интерьеров.
Заголовок «Нижний зажигает фонари» не случаен. Попробуем представить, какие осветительные приборы из показанных в презентации могли использоваться в Нижнем Новгороде на протяжении многих столетий, «от Ромула до наших дней», в каких домах и по каким поводам…
Слайд 1
Заголовок
Слайд 2
Вступление
Слайд 3
Добрый день! Меня зовут Юрченко Олег, я светодизайнер.
Хочу рассказать вам об исторических стилях осветительных приборов, пролить, пользуясь словами Добролюбова, луч света на темное царство истории освещения интерьеров, которая пока обделена вниманием историков и дизайнеров
Слайд 4
Первым светильником был открытый огонь. Древние люди поняли преимущество огня, который позволял готовить более вкусную и легко переваривающуюся пищу, обогревать жилища, а также освещать их.
Переносным вариантом стали горящие ветки, позднее люди додумались обматывать их паклей изо мха и коры деревьев, смоченной в животном жире.
Огонь и его поддержание стали жизненно необходимы, появились специальные люди, которые разводили и следили за огнем. Это были еще не светодизайнеры, а жрецы и представители других культов. Культ огня и света стал важнейшей частью многих религий. Итак, первым специально сделанным светильником стал факел.
Слайд 5
Научившись получать масло из различных культур, древние люди оценили, как оно ярко горит. Появились масляные светильники. Сначала их делали из мягкого камня, а начиная с 5 века до нашей эры их стали делать из глины. Характерные светильники имели сверху одно или два отверстие для заливки масла, а в передний носик вставлялся фитиль из растительных волокон, по которому масло выходило наружу и горело. Светильники находят в достаточно больших количествах, и они представлены во многих музеях мира. Глиняные светильники становятся декоративными – они украшались орнаментами, рельефными изображениями фигурок животных, людей и богов. Чтобы усилить свет, светильники стали изготавливать с несколькими фитилями.
Слайд 6
Масляные светильники в Древнем мире изготавливались также из металла, в основном из бронзы. Это уже более дорогая продукция, богато украшенная и доступная не каждому. Античный Рим дал такой светильник как трипод – трехножник, с чашей наверху. Подобные были найдены при раскопках Помпеи. Римляне (хотя это оспаривается) изобрели новый источник света – свечи – примерно в 1 веке до нашей эры.
По восточным сказкам каждому знакома лампа Аладдина, похожая на заварочный чайник с ручкой.
Иудаизм впервые возвысил светильник до религиозного почитания. Это хорошо известная менора – семисвечник, она представляет собой масляный светильник. Согласно Ветхому Завету она была изготовлена Моисеем из 30 талантов чистого золота по достаточно подробному описанию, полученному им от самого Бога. Менора была окружена почитанием и хранилась в особом помещении – Святая Святых. Ее изображение украшает герб государства Израиль.
Слайд 7
Византийская империя, за почти 1000-летний период своего развития и упадка, находясь на стыке европейской и восточной цивилизаций, вобрала в себя все передовые на тот период искусства, ремесла и технологии. Основным источников света был масляный светильник – лампада. Она использовалась как отдельно, так и с подвесными металлическими держателями – лампадофорами. Для освещения огромных пространств византийских храмов лампады объединялись в сложные многоярусные конструкции. Византия дала нам такую конструкцию светильника, как хорос – (буквально «вместе») – обруч на цепях, к которому прикреплялись лампады. В светильниках применялись также и свечи, которые были перенесены в ритуалы христианских религий. Объединение нескольких свечей называлось поликандило (буквально «многосвечник»). С тех пор все люстры, основанные на свечах, представляли собой различные способы соединения свечей. Православие вместе с религией переняло от Византии и конструкции и формы светильников. Слово поликандило постепенно трансформировалось в русском языке в паникадило.
Слайд 8
Бытовые светильники Руси были гораздо скромнее светильников религиозных интерьеров по форме, и основным материалом было кованое железо. Источником света в крестьянских (да и городских жилищах) была лучина, в первую очередь благодаря легкости изготовления и бесплатности. Необходимо отметить, что во многих европейских городах лучины были запрещены из-за пожароопасности.
Русские светильники – светцы были разные по способу установки: напольные, настенные, интегрированные в мебель (лавки). Особенно интересен русский народный переносной светильник – втычной светец с заостренным концом, который можно легко было прикрепить к бревенчатым стенам или деревянной мебели. С появлением у зажиточных русских людей свечей стали изготавливаться комбинированные светильники – для лучин и свечей.
Слайд 9
Для освещения жилищ и храмов в Европе применялись факелы (французское слово torcsh – факел дало нам название одного из современных светильников - торшер). Иногда факел к стене прикреплялся кронштейном в виде руки (рука по-французски brax, и понятно, какой настенный светильник обязан своим названием этой руке). Простейшими подвесными светильниками в романский и готический период было колесо с прикрепленными к нему подсвечниками или, например, светильники, сделанные из рогов оленей. В Германии в храмах сохранилось несколько огромных люстр, самая известная из которых – люстра Барбароссы, сделанная по его заказу для храма в Аахене. Люстры выполнены в виде хороса, объединяющего несколько башенок. Они символизируют небесный град Иерусалим, парящий под сводами готического собора.
Более скромные изделия – подсвечники были известны по всей Европе. Не была исключением и домонгольская Русь, князья которой охотно импортировали богато декорированные светильники. Светильники из раскопок русского города Вщиж представлены в Историческом музее в Москве.
Слайд 10
Светильники эпохи Возрождения и маньеризма хорошо известны нам по полотнам старых мастеров. Свечи практически вытеснили масляные лампы, хотя некоторый откат к вновь открытым технологиям тысячелетней давности имел место. Свидетельством этого служат бронзовые масляные лампы, мало изменившиеся за 10 веков.
Свечи были дороги, принимались даже монаршие указы, запрещающие простолюдинам применять их в быту. Поэтому на картинах мы практически не находим горящих свечей. Жизнь – и работа, и развлечения – чаще протекала у окон. Светильники были скорей предметом обстановки, подчеркивающим статус владельца.
Слайд 11
Нидерланды – одна из первых европейских стран, которая стала переходить от сословно феодального строя к более свободному и динамическому буржуазному. Разбогатевшие на торговле и производстве горожане нуждались в более демократичных светильниках. И хотя стиль барокко зародился в Италии, именно Нидерланды и Бельгия стали родиной светильников одного из направлений этого стиля – фламандского, центром был город Динант, давший название стилю Динандери. Конструкция фламандских светильников до сих пор выглядит достаточно современной и до сих пор успешно воспроизводится. В основе конструкции – центральный шток, заканчивающийся шаром-«яблоком», от которого отходят один или несколько ярусов изогнутых кронштейнов с чашечками подсвечников. К верхнему кольцу – серьге прикреплялась цепь с потолка. Минимум украшений, максимум функциональности.
Слайд 12
Каждый из стилей в разных странах имел свои особенности. В Англии в это время распространился стиль, который называют Георгианским по имени династии королей-тезок. В основе формы – фламандская модель, но выполненная из нового материала – хрусталя. Хрусталь был изобретен английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом. Секреты технологии тщательно охранялись, что позволило Англии долгое время сохранять монополию и экспортировать хрусталь в континентальную Европу. Однако английские мастера внесли ряд изменений во фламандскую модель – яблоко перекочевало выше по штоку, а кронштейны прикреплялись к хрустальной корзине. Появились и подвески из этого материала. Хрусталь дал неповторимую игру разноцветных бликов, создающих впечатление «усиления света».
Слайд 13
Во Франции почти полтора века после изобретения англичан не умели производить хрусталь, зато преуспели в технике литья и обработки бронзовых изделий. Во Франции стиль барокко, пришедшийся на 70-летнее правление короля-Солнце Людовика XIV, наиболее ярко проявил связь со своими архитектурными корнями. В бронзовом декоре люстр четко читаются архитектурные мотивы, орнаменты и декоративные флоральные и скульптурные элементы – маски сатиров, женские бюсты. Для декоративного покрытия бронзы применялась позолота по технологии ормулю, основанная на крайне вредном использовании ртути.
Слайд 14
Пришедший на смену барокко стиль рококо (напомню, что он назван по рокайлю – декоративному элементу в форме ракушки) отказался от архитектурных деталей и тем в пользу растительных орнаментов и форм. Большое влияние имела и открытая для Европы китайская культура, породившая такое направление, как шинуазри.
Бронзовые изделия становятся все более утонченными и асимметричными, правда, иногда вместо бронзы используют резное позолоченное дерево. Крупные подвески из горного хрусталя делали люстры необычайно пышными и сверкающе-роскошными. Кстати, слово люстра произошло от глагола «сверкать». Стоимость таких люстр, например, в знаменитой зеркальной галерее Версаля могла равняться стоимости поместья, поэтому позволить такую роскошь могли только короли и богатейшие люди Франции.
Стиль рококо называют стилем Людовика XV (или, как принято в Европе, Луи), а также по имени его самой известной фаворитки – маркизы де Помпадур. Несмотря на свой неблагозвучный для русского уха титул, она была далеко не глупой женщиной, стояла у истоков создания Французской академии художеств и имела огромнейшее влияние не только на короля, но и на культуру всей Европы, стремившейся подражать новой столице мира Помпадур Парижу.
Слайд15
Можно сказать, что XVIII век был веком «матриархата»: во главе многих стран стояли женщины. Поэтому изнеженный стиль рококо буквально «пришелся ко двору» многих государств. В России в эпоху правления дочери Петра – «веселой» Елизавет, как ее называли, своего производства люстр не было, а точнее говоря современным языком, было сборочное производство. Основным декоративным элементом люстр был хрусталь, который привозился в бочках из Британии. Центральный шток часто был разрезным и набирался из флаконов и вазиков. Его дополняли причудливо изогнутые боковые ветви. Хрустальные подвески были очень крупными и имели несколько популярных форм – овалы, листья, ромбы. В дополнение к люстрам интерьеры украшали бра с зеркальным задником – стенники, огромные подсвечники – жирандоли. Как известно, дворцы имели анфиладную планировку, и из-за сквозняков августейшие особы и их приближенные часто простужались. Поэтому проходные помещения часто освещались закрытыми подвесными светильниками – фонарями.
Слайд 16
Во главе Священной Римской империи, объединившей несколько современных государств – Австрию, Венгрию, Чехию, – тоже стояла неординарная женщина – Мария-Терезия. Ее часто называли матерью всей Европы, потому что ее многочисленные дети управляли чуть ли не десятком европейских государств. В ее правление огромное развитие получило производство хрусталя в Богемии, который и известен, и славится до сих пор. В честь коронации Марии-Терезии богемские мастера создали люстры характерной приплюснутой формы, напоминающей царский венец. Они дали название местной разновидности рококо «стиль Марии-Терезии». Люстры в этом стиле производятся до сих пор.
Слайд 17
Другим центром производства светильников в середине XVIII века стала Венеция, мастера которой разработали утонченные технологии обработки стекла. Из-за опасности пожаров печи стеклодувов были перенесены на остров Мурано. Секреты тщательно оберегались, мастерам было запрещено покидать остров, и они женились в основном на дочерях соратников по стекольному производству. Но одному из мастеров, Джузеппе Бриатти, из-за страха быть убитым конкурентами удалось бежать в Богемию, куда он давно стремился, чтобы изучить технологии стекольного производства. Когда вражда поутихла, он вернулся на родину, вооруженный новыми знаниями и тенденциями формообразования, и произвел революцию в стекольном производстве. Однако производство хрусталя в Венеции не пошло из-за особенностей местного сырья. Тогда Бриатти соединил цветное венецианское стекло и формы люстр рококо, создав неподражаемые произведения в муранском стиле. Этот стиль еще называют Ка Реццонико по названию одного из дворцов на Гран Канале, превращенного в музей искусства XVIII века. Муранские люстры очень декоративны благодаря разноцветному стеклу и растительным элементам. В них венецианские мастера включили такие элементы, как цветы (фиоре), листья (фолиии), они часто дарили такие букетики своим возлюбленным. Интересен такой элемент, как пастораль, – загнутая спиралью палочка. Она не зря напоминает пастушечий (или епископский) посох: такими пастухи ловили за ногу заблудившуюся овцу, а пасторы – заблудившиеся души. Одним из ответвлений стиля стал китайский – в качестве декоративных элементов использовались стеклянные пагодки. В настоящее время многочисленные венецианские фирмы, часть из которых, например, Barovier i Tosso имеют многовековую историю, производят как традиционные люстры, так и современные воплощения из муранского стекла.
Слайд 18
Стиль классицизм зародился во Франции еще при его предшественнике благодаря все той же мадам Помпадур, жадно впитывающей новые веяния и знания. Слушая рассказы ученых археологов о сенсационных открытиях в Помпеях, она, видимо, ощутила всю доморощенность стиля рококо перед лицом классического искусства Древнего мира. Но стиль классицизм в дизайне осветительных приборов полностью не раскрылся даже при Людовике XVI, именем которого его называют. И виной тому, как кажется, опять женщина (шерше ля фам!): его супруга Мария-Антуанетта, дочь Марии-Терезии. Та, которая вошла в историю фразой «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Хотя историки и говорят, что фразу вырвали из контекста, разгневанные французы предали казни все семейство, поэтому стиль Людовика XVII так и не появился. Мария Антуанетта, воспитанная дома на образцах богемских мастеров, повлияла на вкусы французского двора того времени. Поэтому люстры имеют черты перехода от рококо к классицизму – той характерной строгости еще нет – кронштейны, подвески из горного хрусталя, похожие на изделия предыдущей эпохи. В то же время, в дизайне настенных приборов и особенно чрезвычайно популярных канделябров классицистические черты раскрылись полнее.
Слайд 19
Большой любитель культуры и искусства Франции и Южной Европы король Швеции Густав III стал основателем легкого местного направления классицизма – густавианского стиля – строгих и простых форм, которые спустя века воплотились в популярном сегодня скандинавском стиле. Желая не отстать от Парижа, Густав III пригласил к себе парижских мастеров по бронзе, но постепенно их вытеснили ученики – шведские умельцы.
Хрусталь импортировался из Англии, но по причине высокой цены или из-за нордической природы шведов использовался довольно скупо. Основной конструкцией в классицизме становятся обручи-хоросы, подвешенные в несколько ярусов на цепях. Хоросы соединяются провисающими хрустальными бусами, подвески мельчают и становятся ближе к простым геометрическим формам.
Слайд 20
Колоссальный рывок в России производство осветительных приборов совершило при Екатерине Великой. Она жестко проводила политику импортозамещения, причем начала с царского двора, ограничив ввоз предметов роскоши. Вместо этого она пригласила немецких мастеров, которые основали несколько мастерских по производству осветительных приборов в Санкт-Петербурге. Наравне с немецкими мастерскими параллельно развивались русские производства, постепенно перенимая секреты технологии.
Конструкция екатерининских люстр также состоит из нескольких хоросов на цепях. Характерной особенностью русского классицизма стали нарядные цветные штоки из так называемого рубинового или кобальтового стекла. Наряду с хрустальными мелкими подвесками хоросы украшались вертикальными обелисками.
Большее распространение получили закрытые фонари в виде ваз, которые как подвешивались и по отдельности, так и входили в состав люстр вместе с традиционными подсвечниками. Богатейшая коллекция екатерининских люстр собрана в Останкинском дворце.
Слайд 21
Расцвет классицизма в Британии пришелся на время регентства принца Георга IV, который исполнял обязанности короля вместо своего сумасшедшего отца, считавшегося до смерти формальным главой государства. Отсюда название стиля – Ридженси (Стиль Регентства).
Родина хрусталя, Англия, на свои люстры материала не жалела. Хрусталь практически полностью покрывал их поверхность. Пластинки имели, как правило, строгую прямоугольную форму.
Верхняя часть в виде провисающих гирлянд (в математике эта форма называется катеноидой – цепной линией) из-за своей формы получила название «палатки». Нижняя часть выполнялась в двух вариантах – в виде ступенчатого «водопада» или закругленной корзинки. Сочетания этих форм верха и низа называются соответственно Tent&Waterfall и Tent &Bascet.
Огромные английские люстры (то, что сейчас называют big light) требовали высоких потолков, огромных помещений и поражали современников своей строгостью и величавостью. Не зря их часто использовали не только во дворцах, но и в театрах.
Надо отметить, что начало XIX века ознаменовалось бурным развитием альтернативных источников света, постепенно вытеснявших слабые свечи. Мир опять вернулся к масляным источникам света. Это не могло не найти своего отражения в формах осветительных приборов. Но это уже отдельная история, которой мы только немного коснемся.
Слайд 22
XVIII век заканчивался, и Франция вступила в череду революций, переворотов и войн, которые поначалу приносили победы. Наполеон, провозглашенный императором, вступил на престол. Стиль ампир (что по-французски как раз означает «империя») стал преобладающим в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Основанный на традициях классицизма, он отличается от своего предшественника. Оформление светильников становится строже, появляются декоративные элементы, связанные с военной тематикой: венки, лавровые ветви, оружие. Победа в египетском походе также принесла свои декоративные мотивы. Меняется и форма светильников: появляются светильники, напоминающие чаши античных масляных ламп, только вместо фитилей по кругу к ним крепятся подсвечники. Бронзовое литье, особенно прославленного мастера Томира, славится виртуозными тонкими формами и линиями. В отделке преобладает золочение ормулю и чернение бронзы.
Слайд 23
В России, долгое время тесно связанной с Францией, остро переживали разрыв отношений и вражду. Связи в торговле и культуре были обрублены в одночасье, и до русских архитекторов, художников и мастеров доходили только слухи о появлении в наполеоновской империи нового стиля. Парадоксально, что в России стиль ампир начал развиваться параллельно, но независимо от французского и использовал те же формы и декоративные мотивы. Так же как и во Франции, он стал логическим продолжением и вершиной классицизма. В разработке светильников принимали участие знаменитые зодчие: Росси, Воронихин, Львов, Монферран. К бронзе, не уступавшей французской по тонкости работы, в России добавился хрусталь и элементы из стекла и фарфора. После победы над Наполеоном символы победы, наряду с классицистическими орнаментами, стали преобладать в декоративной отделке светильников.
Слайд 24
На примере классицизма заметно, что все стили, как и люди, переживают три стадии: молодость, когда идет формирование языка форм и конструктивных приемов, зрелость и старость, когда формы становятся устаревшими и новый стиль основывается, как правило, на отказе от привычных мотивов. При Николае I поздний классицизм, постепенно наращивая пышность декоративного оформления, выродился в противоположность первоначально строгому стилю. В это время возобладала интересная тенденция «поновления» люстр, когда к старым люстрам приваривались новые дополнительные рожки с подсвечниками. Дело не в том, что людям XIX века вдруг стало мало света: у свечей появились грозные конкуренты – масляные светильники, с ярким светом которых свечи уже не могли тягаться. В итоге свечные люстры стали многоярусными, и количество свечей доходило до нескольких сотен. Попытки заменить дорогую бронзу на менее прочный сплав шпиатр и даже на папье-маше привели к череде несчастных случаев, когда на придворных дам падали кронштейны с горящими свечами.
Слайд 25
XIX век не зря называют веком стилизации и эклектики. Огромный запас знаний о предшествующих стилях создавал иллюзию, что ничего нового создать уже невозможно и задача художника – грамотно воспроизвести исторические прототипы. Не будем подробно разбирать все направления историзма, которые стали меняться практически каждое десятилетие – то «готическое возрождение», вызванное популярностью рыцарских романов Вальтера Скотта, то усиление индийских мотивов в Викторианскую эпоху в Британской империи, то возрождение русского национального стиля. Для примера рассмотрим Второе рококо, которое отличается от своего прародителя еще более пышным декором и сложностью. В Лувре сохранились так называемые апартаменты Наполеона III, где представлены многочисленные хрустальные люстры, разные по размеру и форме. Кроме хрусталя, мастера применяли и фарфор, и резную кость, воспроизводя в этих новых материалах декоративные элементы рококо.
Слайд 26
Наряду с исторической стилизацией существовал и другой подход. Считалось, что художник вправе сочетать любые стили по своему разумению. Слово эклектика недаром образовано от греческого глагола «выбирать» и первоначально не несло негативного оттенка, как в XX веке. Большую роль в распространении эклектики сыграли Академии художеств и Парижская школа изящных искусств, давшая свое имя стилю Боз-Ар. Декоративное искусство и мастерство исполнителей достигли невиданного совершенства, так что, не боясь критики, хочется назвать этот период «высокой эклектикой». Замечательный пример данного стиля мы находим в знаменитой Парижской Гран Опера, автор которой Шарль Гарнье назвал ее подобострастно стилем Наполеона III. Интересно еще и сочетание различных источников света в одних осветительных приборах: мы видим и свечи, и газовые светильники. Самая, пожалуй, знаменитая люстра в мире украшает зал Оперы. Именно она так эффектно падает в кульминации знаменитого «Призрака Оперы», основанного на романе Гастона Леру. Для чистки люстры от копоти была сооружена специальная комната в вершине купола, куда она поднималась для обслуживания.
Слайд 27
Устав от бесконечных повторений старых форм, люди в конце XIX столетия сокрушались: неужели наш век не создаст нового стиля? И вот на самом рубеже веков в Бельгии и Франции появляется ар-нуво, быстро распространившийся по Европе. Одним из предшественников стиля был Луис Комфорт Тиффани, выходец из знаменитой американской династии ювелиров. Но у него было другое увлечение – рисование (особенно его, как мы видим, интересовали растения, цветы, бабочки) и производство изделий из стекла. Он разработал несколько новых видов цветного и радужного стекла: опалесцентное, складчатое, иризирующее. Прославившись как автор витражей, он успешно сочетал грандиозные работы в американских соборах с созданием светильников, в чем тоже немало преуспел, так что стиль его настольных ламп и подвесных светильников назван его именем. Им было разработано около сотни моделей с плафонами из мозаики, сделаны шаблоны на эти маленькие стеклышки, и мастера практически копировали изделия, хотя сделать точные копии было невозможно. Пара слов о технологии: каждый кусочек обматывался по краям медной фольгой и спаивался с соседними. Стоимость изделий была приличной, но без заказов фирма не сидела. У Тиффани появились последователи и конкуренты, например, компания Генделя. До сих пор примитивные современные подделки под его стиль незаслуженно носят его имя.
Слайд 28
Во Франции центром стекольного производства в стиле ар-нуво стал город Нанси. Среди мастеров Школы Нанси выделялся Эмиль Галле, придумавший несколько новых технологий многослойного художественного стекла и технику «лунного света». Галле и его последователи совершенствовали технику травления и гравировки стекла. В сочетании со светом настольные лампы из цветного многослойного стекла создавали магическое завораживающее зрелище. Галле и последователи, также как и Тиффани, подняли изготовление светильников на уровень высокого искусства. Их произведения являются гордостью коллекций величайших музеев мира, в частности, представлены в экспозиции музея д’Орсе.
Слайд 29
Ар-нуво в Европе известен под разными именами: В России и Британии он назывался модерн, в Италии – Стиль Либерти, в Германии и Австрии – югендстиль, в Испании – модернизмо. Художников и архитекторов эпохи модерна объединял принцип «тотального дизайна» – они проектировали в интерьерах все предметы обстановки, в том числе и осветительные приборы. Достаточно назвать несколько имен: шотландец Чарльз Ренни Макинтош, бельгиец Анри ван дер Вельде, немец Питер Беренс, австриец Коломан Мозер. Необычным сочетанием восточных мотивов и европейского модерна поражают светильники испанца Мариано Фортуни, творившего в Венеции.
Работы мастеров модерна обыгрывали возможности нового источника света – электрической лампочки. Интересно, что сначала этот источник света применялся в открытом виде, но постепенно благодаря мастерам модерна он приобрел высокохудожественные плафоны, создающие более комфортное и декоративное освещение.
Слайд 30
Мастера русского модерна – Федор Шехтель, Лев Кекушев, Владимир Покровский являлись авторами не только зданий и интерьеров, но и большого количества осветительных приборов. Их работы сочетают как исторические прототипы в неоготическом или неорусском стиле, так и совершенно оригинальные формы с технологией электрического освещения. Кроме индивидуальной неповторимой формы, их работы объединяет всегда успешное сочетание, точнее, единство с интерьером и его деталями – лестницами, потолками, стенами.
Слайд 31
Последний стиль, про который хочется рассказать, – стиль ар-деко, которые возник как тяга истерзанной первой мировой войной Европы к комфорту, уюту и красивым предметам интерьера. Интересно, что название появилось только в 1968 году в честь знаменитой Парижской выставки декоративного искусства 1925 года, на которой работы этого направления были впервые продемонстрированы в подавляющем количестве и качестве.
Огромную роль в распространении предметов в этом стиле сыграли парижские универмаги, при каждом из которых существовала дизайн-студия, разрабатывающая предметы интерьера, которые потом по каталогам можно было заказать из любой точки цивилизованного мира.
Стиль ар-деко близок к модерну по большому вниманию к красоте светильника. Для стиля ар-деко характерны более строгие формы и геометрические орнаменты, чем флоральные мотивы ар-нуво, африканские и египетские мотивы, а также сочетание различных элементов – бронзы и других металлов, дерева, стекла.
Слайд 32
На этом я хотел бы закончить и приглашаю вас на свой авторский курс по световому дизайну интерьера, где вы не только узнаете много нового о свете, его характеристиках и фантастических свойствах, о его влиянии на восприятие интерьера, на эмоции и здоровье человека, об осветительных приборах, но и сможете выполнить полноценный проект освещения интерьера под руководством опытного светодизайнера.
Благодарю за внимание!