В Международный день учителя Музей Добролюбова предлагает публикацию, в которой рассказывает о педагогическом наследии Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. Николай Добролюбов и Николай Чернышевский – соратники, коллеги по журналу «Современник», не только публицисты, но и педагоги. Педагогический опыт и педагогические идеи Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского особенно востребованы в настоящее время, отвечают на вызовы времени в плане воспитания у молодого поколения преемственности лучших отечественных культурных, духовных традиций, стремления быть деятельным гражданином и патриотом, активной творческой и самостоятельно думающей личностью, хорошим семьянином.
К Международному дню учителя
«МОЕ ПРИЗВАНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ЗВАНИЮ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ Н.А. ДОБРОЛЮБОВА И Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Николай Добролюбов и Николай Чернышевский – соратники, коллеги по журналу «Современник», публицисты и педагоги – имеют много общего в своем происхождении и воспитании: оба сыновья священников, отцы и семьи которых сделали многое для духовного взросления и просвещения своих чад, и, в свою очередь, Николай Добролюбов и Николай Чернышевский поддержали эти установления всей своей жизнью. Даже неистовая страстность публицистики коренится в их семинарском образовании и общности духовного воспитания.
Николай Добролюбов и Николай Чернышевский актуализировали воспитательно-образовательные традиции своих семей и передали их следующим поколениям, начиная с собственной семьи и заканчивая нашими современниками, привнесли новации в педагогику как педагоги – практики и теоретики, – публицисты, ученые.
Николай Гаврилович Чернышевский и Николай Александрович Добролюбов.
Педагогический опыт и педагогические идеи Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского особенно востребованы в настоящее время, отвечают на вызовы времени в плане воспитания у молодого поколения преемственности лучших отечественных культурных, духовных традиций, стремления быть деятельным гражданином и патриотом, активной творческой и самостоятельно думающей личностью, хорошим семьянином.
Семьи и судьбы Добролюбова Николая Александровича (1836-1861) и Чернышевского Николая Гавриловича (1828-1889) очень схожи. Оба – сыновья священников, отцы которых были почитаемыми в городе и высокообразованными людьми и сделали многое для воспитания и просвещения своих детей. В обеих семьях центр всех интересов и разговоров, переходивших за обыденные подробности чисто домашней жизни, находился в духовном кругу. Оба мальчика были талантливы и усердны с детства, имели перед глазами прекрасный пример в лице старших, называли себя «библиофагами» – пожирателями книг, были полиглотами, отлично учились, рано проявили склонность к творчеству и отличались серьезными, разнообразными интересами, с ранних лет занимались самообразованием, самовоспитанием, критично относились к результатам своего труда, что давало стимул для дальнейшего развития. Любящая атмосфера и уважительные взаимоотношения в семье, традиции домашнего чтения, собирание домашних библиотек, духовные наставления отцов, поддержанные самообразованием, самовоспитанием, целеустремленностью сыновей, педагогическая деятельность отцов и сыновей, прочные межпоколенные и семейные связи... На примере семьи Добролюбовых и Чернышевских можно учиться регулировать семейные разногласия, решать проблему выбора жизненного пути молодым человеком без разрыва с родителями.
Каждый человек развивается либо «благодаря», либо «вопреки» тем способам воспитания, которые применялись к нему в отрочестве и в юности. Добролюбова и Чернышевского в детстве обучали по принципу: «заохотить мальчика к знанию и дать ясное понятие обо всех предметах». Добролюбов и Чернышевский и в теории, и на практике развили семейные принципы собственного воспитания, органично сочетая традиции и новации. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов активно включились в педагогическую полемику середины XIX века и сыграли большую роль в развитии педагогической мысли. Н.Г. Чернышевский доказывал, что прогресс общества определяется степенью развития разума, а потому просвещение является важнейшим двигателем прогресса человечества. Н.А. Добролюбовым был написан ряд статей, в которых он изложил свое понимание природы ребенка и его воспитания.
Добролюбов пришел к новым педагогическим идеям, был автором статей в «Журнале для воспитания» в том возрасте, в каком наши студенты сами еще склонны считать себя объектом воспитания. Студент Педагогического института в Петербурге Николай Добролюбов давал частные уроки, стараясь найти заработок для помощи осиротевшим братьям и сестрам. Педагогическая система Добролюбова оттачивалась во время обучения дочери крупного петербургского чиновника Татаринова, которой он прочел курс лекций и дал ряд практических занятий по литературе. В тот период Добролюбов будущим делом жизни считал именно преподавание.
Николай Александрович Добролюбов.
Не бросил Добролюбов педагогические занятия, начав свой журналистский путь в «Современнике», педагогические статьи Николая предназначались для «Журнала для воспитания». Позитивная педагогическая программа молодого Добролюбова изложена в статье «О значении авторитета в воспитании».
Добролюбов считал необходимым воспитывать в человеке единство мыслей, слов и действий. Он высказывал также мысль о том, что молодые люди должны руководствоваться в своих поступках не страхом перед наказанием и корыстными расчетами на получение наград, а преданностью «добру и правде», любовью к истине и справедливости.
Конечно, у детей, в силу отсутствия жизненного опыта, большую роль в их поведении играет авторитет воспитателей, но этот авторитет должен быть использован разумно.
Н.Г. Чернышевский также знал проблемы школы не понаслышке, с 1851 по 1853 г. он был преподавателем Саратовской гимназии. Как и для Н.А. Добролюбова, для Н.Г. Чернышевского важнейшим принципом воспитания было единство слова и дела. Отсюда – необходимость разумных и справедливых требований в воспитании.
«Историческое значение каждого русского человека измеряется – его заслугами родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма» (Н.Г. Чернышевский). Важнейшим качеством, которое нужно воспитывать у подростков и юношества, наши герои считали любовь к родине и своему народу. Добролюбов стоял за такое обучение, которое создавало бы у учащихся правильные понятия о вещах, правильные и твердые убеждения.
Работы Н.Г. Чернышевского говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности. Оба автора критиковали теорию «свободного воспитания» и отстаивали необходимость предъявления детям разумных и справедливых требований.
Николай Гаврилович Чернышевский.
В общей системе воспитания Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов отводили большое место общему образованию как фундаменту, на котором строятся специальные знания. Большое значение оба придавали самостоятельной работе учащихся, самостоятельному чтению, чтобы прививались навыки и умения самим приобретать знания. Ведь и Добролюбов, и Чернышевский во многом обязаны своим развитием самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, заложенному в семье.
Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский много внимания уделяли проблеме детской книги, с ее положительным воспитывающим воздействием. Поэтому, как отмечал Н.А. Добролюбов, истинно полезными детскими книгами являются лишь те, которые рассматривают человека в целом, дают пищу мышлению, будят любознательность и обязательно укрепляют в нем нравственное чувство.
Чернышевский считал, что учитель обязан сделать обучение интересным, не превращая его в развлекательный процесс. Интересное преподавание – средство, а не самоцель. Чернышевский развивал мысль о том, что в стране есть прогрессивно настроенные, хорошие учителя, но они лишены возможности реализовать свои знания и убеждения в практической работе в школе. Школа его времени наполнена бездушными чиновниками и косными рутинерами; содержание образования создает у учащихся совершенно превратные представления, а методика обучения убивает детскую пытливость, мешает развиваться самостоятельной мысли. Педагогические мысли Чернышевского и Добролюбова оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного образования в России.
Их наследие и деятельность сегодня как никогда отвечает на вызовы времени в плане воспитания у молодого поколения преемственности традиций гражданственности, патриотизма, а также стремления быть полезными Отчизне, активными, целеустремленными, реализовавшимися личностями, прекрасными молодыми родителями и семьянинами. Многое из педагогического наследия Чернышевского, Добролюбова необыкновенно остро и современно звучит сегодня.