Александр Иванович Герцен (1812-1870) – русский публицист, писатель, педагог, философ.
Молочников В.Д. «А.И. Герцен. Рисунок по оригиналу А.Л. Витберга».
(Из фондов музея Н.А. Добролюбова).
Родился в Москве 6 апреля 1812 года.
Родители Александра Герцена – состоятельный русский помещик Иван Алексеевич Яковлев и немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг – не состояли в официальном браке, поэтому мальчик получил вымышленную фамилию Герцен, образованную от немецкого слова Herz, «сердце». Александр рос в отцовском доме и получил воспитание, типичное для дворянских семей того времени. Систематического образования у мальчика не было, но многочисленные гувернеры, учителя и воспитатели привили ему вкус к литературе и дали знание иностранных языков. Герцен был воспитан на французских романах, произведениях Гете и Шиллера, комедиях Коцебу и Бомарше. Учитель словесности познакомил своего воспитанника со стихами Пушкина и Рылеева.
В 1826 году Александр Герцен познакомился с будущим поэтом и публицистом Николаем Огарёвым, что стало знаковым событием в дальнейшей жизни обоих. Огарёв и Герцен внесли большой вклад в развитие отечественного социально-политического движения и оставили будущим поколениям богатое литературное наследие. Будучи пылкими патриотами, Огарев и Герцен еще в юношеском возрасте поклялись посвятить свою жизнь борьбе за свободу русского народа. Друзья обещали друг другу приложить все усилия, чтобы добиться отмены крепостного права и свержения царского режима в России. Герцен и Огарёв были верны своим идеалам и друг другу до конца своих дней.
А.И. Герцен и Н.П. Огарёв. Фотография 1857 г.
Юношеское свободолюбие Герцена укрепилось в годы обучения в Московском университете, куда он поступил в 1829 году на физико-математический факультет, окончив его со степенью кандидата в 1833 году. В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, серьезно занимавшейся политикой и социологией. В глазах руководства университета Герцен прослыл смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества.
Здание Московского университета, в котором учился А.И. Герцен. Москва. 1864 г.
Литография. Фрагмент. Изд. В.Е. Генкеля. СПб. Печ. со стали. Ф.А. Брокгауза.
(Из фондов музея Н.А. Добролюбова).
В 1834 году по приказу военного генерал-губернатора Москвы Герцен был арестован и через год выслан в Пермь, а оттуда – в Вятку, где стал служить в губернской канцелярии. В конце 1837 года ему разрешили переехать во Владимир. В мае 1838 года во Владимире Герцен обвенчался со своей кузиной Натальей Александровной Захарьиной, тайно «похитив» невесту из Москвы. Спустя два года Герцен вернулся в Москву, затем переехал в Петербург, где служил в канцелярии Министерства внутренних дел. Но в июле 1841года за резкий отзыв в частном письме о полиции он был выслан в Новгород, где служил до июля 1842 года в губернском правлении.
Вид губернского города Владимира.
Русский художественный листок В. Тимма. 1852 г. Литография.
(Из фондов музея Н.А. Добролюбова).
С 1836 года А. И. Герцен начал публицистическую деятельность, печатал свои работы под псевдонимом Искандер. В 1840-х годах он опубликовал ряд философских трудов: цикл статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843), «Письма об изучении природы» (1844-1845) и др., в которых утверждал союз философии с естественными науками.
После нескольких неудачных попыток обращения к художественной прозе Герцен написал роман «Кто виноват?» (1847), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848), в которых своей главной целью считал обличение крепостничества.
В 1847 году А.И. Герцен с семьей уехал за границу. Став свидетелем поражения европейских революций 1848-1849 годов, он разочаровался в революционных возможностях Запада, что нашло отражение в его произведениях «Письма из Франции и Италии», (1847-1852 гг.), «С того берега» (1847-1850 гг.). После издания этих произведений Герцен получил признание в Европе как автор, наиболее полно описавший революционные события во Франции и Италии.
France en miniature. Paris. Notre-Dame. Париж, Нотр-Дам. Литография XIX в. (Из фондов музея Н.А. Добролюбова). |
Fontana di Trevi. Roma. Фонтан Треви. Рим. Копия с литографии XIX в. (Из фондов музея Н.А. Добролюбова). |
В августе 1850 года Герцен переехал в Лондон. В 1853 году в Лондоне он основал вольную русскую типографию как ответ на существовавшие в то время в России цензурные ограничения. Герцен предлагал трибуну всем писателям и публицистам, произведения которых не могли быть пропущены цензурным комитетом на родине. Собираемые для издания материалы, их содержание и жанры определили структуру издательства бесцензурной печати. Основное место среди них заняли периодические издания – альманах «Полярная звезда», журнал «Колокол», сборники «Голоса из России».
Альманах «Полярная звезда», получил широкое распространение в России. На обложке «Полярной звезды» помещён медальон с условным изображением в профиль пяти казнённых декабристов. Главной темой журнала, по замыслу Герцена, был «вопрос русского освобождения». Здесь печатались запрещенные стихи Пушкина, Лермонтова, Рылеева. Была опубликована переписка Белинского и Гоголя, значительное место занимали воспоминания декабристов и людей, их знавших. С 1855 по 1868 год вышло 8 книжек «Полярной звезды».
Портрет А.И. Герцена. Из книги «Сборник посмертных статей А.И. Герцена.
Издание детей покойного. Женева, 1870».
(Из фондов музея Н.А. Добролюбова).
В 1856 году в Лондон приехал Николай Огарев, и друзья задумались об издании более периодического издания, чем «Полярная звезда». С 1857 года начала издаваться газета «Колокол», изначально как приложение к «Полярной звезде», но вскоре ставшая самостоятельным изданием. Тираж «Колокола» нелегально проникал в Россию, расходился среди либерально настроенных дворян, купцов, учащейся молодёжи. В газете печатались статьи, не пропущенные цензурой для публикации в России, материалы тайных обществ, документы по истории общественного движения в России, стихотворения и проза российских писателей и др. После крестьянской реформы 1861 года «Колокол» решительно стал на сторону революционной демократии: в газете появились статьи, резко осуждающие реформу. Среди корреспондентов и распространителей газеты в разные годы были Н.А. Добролюбов, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, и другие.
Отдельного внимания заслуживает автобиографический роман «Былое и думы». Герцен начал писать его в 1852 году и трудился над ним 16 лет. Отдельные главы писались автором в разные годы, и между некоторыми из них разрыв в несколько лет. Являясь художественным произведением, роман содержит множество исторических фактов, детальных портретных описаний передовых мыслителей середины XIX столетия. Сам Герцен называл свое произведение исповедью, «около которой, по поводу которой собрались там-сям схваченные воспоминания из былого, там-сям остановленные мысли из дум». Роман «Былое и думы» был признан мировым шедевром мемуарной литературы.
Искандер (А.И. Герцен) «Былое и думы». Часть первая. Лондон,
Вольная русская типография, 1861. (Из фондов музея Н.А. Добролюбова).
Осенью 1869 года Герцен поселился в Париже. 21 января 1870 года в доме на ул. Риволи он скончался. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.
Улица Риволи в Париже. Литография. XIX в.
(Из фондов музея Н.А. Добролюбова).
«А.И. Герцен на смертном одре».
Литография из книги «Сочинения А.И.Герцена и переписка с Н.А.Захарьиной в семи томах».
Том V. Издание Ф. Павленкова, 1905.
(Из фондов музея Н.А. Добролюбова).
Литературная деятельность и общественная мысль Александра Ивановича Герцена значительно повлияла на мировоззрение его современника Николая Добролюбова. Уже в записях нижегородского периода жизни Добролюбова встречается упоминание статьи Герцена «Несколько замечаний об историческом развитии чести», напечатанной в журнале «Современник» в 1848 году, а во время учебы в Главном педагогическом институте Николай Александрович был постоянным и внимательным читателем «Полярной звезды» и других запрещенных тогда в России изданий вольной русской типографии. Линии творческой жизни Герцена и Добролюбова многократно пересекались: в первые годы своего творческого пути Герцен опубликовал свои произведения на страницах журнала «Современник», в котором впоследствии работал Добролюбов, а Добролюбов, в свою очередь, был одним из корреспондентов и распространителей общественно-политической газеты «Колокол», издаваемой Герценом в Европе. Обоих публицистов также объединяло увлечение свободолюбивым творчеством немецкого поэта Шиллера, а передовые идеи декабристов изначально подтолкнули и Герцена, и Добролюбова встать на путь борьбы с самодержавием, что стало главным делом их жизни. Но если Герцен был сторонником либеральных взглядов и реформистского подхода, то Добролюбов был нетерпим к либералам. Разность методов обоих публицистов вылилась в их ярую полемику на страницах передовых общественно-политических изданий.
Весной 1859 г. Добролюбов начал редактировать сатирическое приложение к «Современнику» под названием «Свисток». На страницах «Свистка» он разоблачал антинародную сущность всей дворянской поэзии и в особенности ее либерального крыла. В статье «Что такое обломовщина», опубликованной в «Современнике» в этом же году, Добролюбов призывал к решительной борьбе, но снова осудил либералов, включив их в круг «лишних людей».
В ответ на нападки Добролюбова в «Современнике» и «Свистке» на либеральное «пустозвонство» Герцен опубликовал в «Колоколе» полемический фельетон «Very dangerous!!!», где предметом полемики явились актуальные для того времени вопросы оценки «лишних людей», их исторической роли и отношение к так называемой «обличительной» литературе.
Добролюбов видел в «лишних людях» порождение крепостнической системы и объяснял их неспособность к активной деятельности кровной связью с теми устоями, против которых они восставали. В представлении Герцена «лишние люди» — плод николаевской реакции, и их бездеятельность он объяснял реакционным режимом.
На страницах «Свистка» Добролюбов и Чернышевский резко выступали против фиктивной гласности, превозносившейся либералами, и едко высмеивали либерально-обличительное направление, подменявшее, по их мнению, борьбу с крепостническими порядками критикой частных злоупотреблений. Герцен, продолжавший еще верить, что общественное мнение способно принудить самодержавие к радикальным реформам, придавал большое значение развитию «обличительного» направления, относя мелочное и поверхностное обличение к ошибкам и неловкостям «первой гласности» (ослабления цензурного гнёта). Статья «Very dangerous!!!» должна была, по замыслу Герцена, служить сигналом «Современнику» об «опасности» взятого им курса, на что указывало и само заглавие и недвусмысленные намеки на то, что будто бы насмешки над гласностью и «обличительной» литературой играют на руку реакции. Для специального объяснения с Герценом по поводу статьи «Very dangerous!!!» в Лондон, где на тот момент работал Герцен, приехал Чернышевский. В результате этого свидания была написана небольшая заметка Герцена к статье «Very dangerous!!!», опубликованная в «Колоколе» спустя месяц после их встречи, в которой Герцен пытался смягчить резкость своих высказываний.
Несмотря на разницу взглядов, Герцен высоко ценил талант и творчество Добролюбова. По случаю смерти Николая Добролюбова в «Колоколе» был опубликован некролог Герцена, где Добролюбов назван «энергическим писателем, неумолимым диалектом и одним из замечательнейших публицистов русских».
Герцен оказал огромное влияние на русскую литературную критику своими философскими работами: «Дилетантизм в науке» (1842-1843), «Письма об изучении природы» (1845-1846). Много ценных суждений Герцен высказал в «Письмах из Франции и Италии», «С того берега», автобиографический роман «Былое и думы» по праву считается перлом художественной мемуаристики, а художественные произведения Герцена «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов» сыграли значительную роль в истории русской литературы и до настоящего времени не утратили своего социально-воспитательного значения и художественного обаяния.